Когда начинается розыск пропавших
С прошедшими праздниками! Я хотел этот год начать с более приятной записи про мотивацию но в свете последних событий, неожиданно написалась другая заметка, на мой взгляд, более важная.
В связи с пропавшими (и уже нашедшимися) девочками в Брянске журналисты опять начали вопить о том, что полиционеры сволочи, начинают розыск пропавших людей только через три дня, а до этого даже заявление не принимают, и потребовалось считать девочек убитыми, чтобы сразу же начать розыск.
Самое интересное, что я (одно время даже недолго проработавший в милиции) ну совершенно не помню такого правила о трёх днях, хотя оно упоминается настолько часто, что стало практически догмой для многих граждан и, наверное, сотрудников полиции. Может именно поэтому образовался своего рода порочный круг — общество думает, что розыск нужно начинать через три дня, а плохо обученный сотрудник полиции пропускает нормы закона и инструкций мимо памяти, и действует так, как думает общество?..
В общем, понимая, что правила «розыска через три дня» не существует, мне всё же потребовалось немного порыться в документах, чтобы найти не только правильные сроки начала розыска (с этим как раз никаких проблем), но и попытаться выяснить, откуда растёт слух про три дня. По крайней мере, как я думаю, поскольку неизвестно, что там было в советское время в 70-80-е, так далеко лезть у меня нет времени и особого желания.
Сроки начала розыска пропавших людей.
Для начала вернёмся в 1998 год. Тогда, было принято совместное указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20 ноября 1998 г. № 83/36 и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести»:
...При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно — розыскных мероприятий...Исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно, при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске ... небольшой промежуток времени безвестного отсутствия...
Как видите, никаких трёх дней и в помине нет. Заявление должно приниматься сразу же и сразу же должен начинаться розыск.
Впоследствии это указание было отменено действующим по сей день совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 27 февраля 2010 г. № 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан»:
...Сообщение о безвестном исчезновении лица должно быть принято и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения...В случае поступления заявления или сообщения о безвестном исчезновении гражданина при отсутствии очевидных признаков совершения в отношении его преступления ...органом дознания ...проводится осмотр последнего местонахождения (места пребывания, жительства) лица...
...подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг связей разыскиваемого лица...
...В случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел заводит розыскное дело в сроки, установленные ведомственными нормативными актами...
И тут тоже — ни слова про три дня. Но обратите внимание на слова в цитате «при отсутствии очевидных признаков совершения в отношении его преступления» и «сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел заводит розыскное дело в сроки, установленные ведомственными нормативными актами».
Откуда появился миф про три дня?
В вышеупомянутом приказе заявления о пропавших людях фактически делятся на две группы — с признаками совершения преступления и без них.
При наличии признаков преступления (часть из них перечислена в приказе, рекомендую прочитать) заявление сразу же передаётся по подследственности. При этом частью 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" установлено, что «дознаватель, следователь... обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции ...принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения».
Так может вот они эти мифические три дня? Возможно, но эта норма относится только к сообщению о пропавшем человеке при наличии признаков преступления. Кроме того, у ч. 1 ст. 144 УПК РФ есть ещё и продолжение:
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе ...давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
То есть в случае пропажи человека с подозрением на преступление уголовное дело может быть возбуждено в срок от нуля до трёх дней, но и до возбуждения уголовного дела полиция не должна сидеть без дела, а обязана провести оперативно-розыскные мероприятия, в частности осмотр последнего места нахождения пропавшего, опросить знакомы-незнакомых и т.д.
Когда же полиция должна начинать розыск пропавшего человека?
Вышеуказанные положения УПК РФ не распространяются на заявление о пропавшем человеке без признаков преступления. К этому случаю, скорее всего, относится фраза из вышеупомянутого приказа «сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел заводит розыскное дело в сроки, установленные ведомственными нормативными актами».
Мне не удалось найти ведомственные акты, устанавливающие сроки заведения розыскного дела, но это и не нужно. Даже если там есть запись о трёх днях, всё равно и в этом случае действует общая норма:
— полиция должна начать розыск пропавшего человека немедленно!
Для начала в порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос, осмотр, взятие объяснений и т.д.), которые осуществляются как раз теми самыми сотрудниками оперативного подразделения (оперативниками).
То есть, ещё раз для закрепления прямо пунктами:
1. Вы вправе подать заявление о пропавшем человеке хоть через секунду после его исчезновения из поля зрения и полиция обязана это заявление принять и выдать вам документ о принятии заявления.
2. Сразу же после принятия заявления, даже если не возбуждено уголовное дело, полиция должна начать оперативно-розыскные мероприятия. Как минимум, должен быть проведён осмотр последнего места, где видели пропавшего, с составлением протокола осмотра, опрос знающих его людей на предмет выяснения «обстоятельств, относящихся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведений, характеризующих его личность и психоэмоциональное состояние, круга связей разыскиваемого лица».
Всё. Хотел написать 3-й и 4-й и прочие пункты, но затем подумал, и убрал их, т.к. они будут касаться уже дальнейших, не оперативных (т.е. не быстрых) действий — либо будет возбуждено уголовное дело, либо будет заведено розыскное и так далее.
Конечно, нужно понимать, что полиция не совсем уж бездельничает, а ночью большинство сотрудников, кроме дежурных групп, отдыхают дома, и если нет данных о том, что человек пропал в результате преступления, то вашим заявлением займутся по мере возможности, но всё равно в этом случае речь может идти только о часах, но никак не о днях. И если спустя десяток-другой часов полицейские всё ещё не шевелятся (в частности не провели осмотр, не опросили те людей, на которых вы указали, что они могли видеть пропавшего) — идите в прокуратуру и жалуйтесь на бездействие полиции. Пусть к вашим мотивирующим пинкам прибавятся ещё и пинки прокуратуры. Но в любом случае не нужно ждать мифические три дня!