Q&A — Как уберечь детей от опасности
Поучаствовал в фуршете Тёмы Лебедева. Задали несколько интересных вопросов, я дал ответы. Вкратце, конечно, но тем не менее, постарался ответить максимально объективно. Полностью ветка по ссылке, а тут продублирую несколько наиболее актуальных вопросов и (немного более расширенных) ответов.
Как уберечь детей от опасности, запугивать?
Не запугивать, а учить. Учить, учить и ещё раз учить, чтобы правильные действия выскакивали на автомате. Вот несколько основных правил для детей и их родителей.
Первое правило: доверять можно только своим.
Второе: круг своих ограничен и определяется родителями.
Третье: если подошёл не свой — нужно сразу вызывать помощь (своих).
Поясню: у нас почему-то считается постыдным «стучать», обращаться за помощью, взрослые сами этого не делают, а дети учатся на примере, часто именно поэтому и страдают. Не надо им страдать! У ребёнка должна быть натренированная реакция:
— Мальчик, помоги достать котёнка с дерева!
— Сейчас, папе позвоню, он достанет.
— Девочка, я — дядя Вова, а тебя как зовут?
— Сейчас папе позвоню, он придёт и скажет.
Т.е. только так, вообще без вариантов!
Четвёртое: средство связи должно быть всегда под рукой, исправно и готово к работе. Ребёнок должен уметь им пользоваться, знать, кому звонить, и знать что делать, если связи нет.
Пятое: контроль ситуации. Вы всегда должны знать с точностью до 5-10 минут, где ваш ребёнок (показательная история и абсолютно правильный подход).
Шестое: не открывать дверь не своим.
На эту тему есть правило для всех: если дверь можно не открывать — её нужно не открывать, если человека можно не запускать в дом — его нужно не пускать в дом.
Коммивояжеры, рекламные агенты, незнакомые «соседи» и т.п. люди — разговор только через дверь. Если это сантехник или участковый — сантехника вы должны были вызвать заранее, а участковый в глазок должен показать удостоверение. Если, например, вас родственник не предупредил о вызове сантехника — сантехника вы не вызывали. Пусть родственник учится предупреждать о таких вещах.
И не стесняйтесь позвонить, например, в управляющую компанию или РОВД, чтобы выяснить, точно ли там работает такой-то. Разумеется, звонить желательно не по тем телефонам, что вам диктует (через дверь!) гость, а по своим. Если не знаете — есть интернет и телефонная справочная служба.
Седьмое: не оставаться наедине с не своими — не входить в лифт с не своими, не садиться в чужую машину, не оставаться с не своими в комнате за прикрытой дверью, в пустынных местах держаться подальше от не своих и т.п.
Почему акцентирую именно на «не своих» — незнакомые и не свои, это разные люди. Незнакомый может предложить ребёнку познакомиться, тогда для ребёнка он не будет незнакомым. Метод до тупизны простой, но с детьми часто срабатывает. Поэтому — см. правила №№ 1, 2 и 3.
Восьмое: сохранять тайны. Ребёнок должен чётко знать, что можно говорить не своим, а что нельзя, и где (наедине) это можно делать, а где (на людях) нельзя.
Девятое: играть в ролевые игры. Отыгрывайте с ребёнком опасные ситуации. Это нужно делать с регулярной периодичностью и время от времени с помощью незнакомых ему ваших знакомых проверять — правильно ли он реагирует.
Десятое: умейте доверительно общаться с ребёнком. Если ребёнок не доверяет вам, он с большой вероятностью может довериться кому-то другому.